
Прочтено:
"ФАУ-2. Сверхоружие Третьего рейха." за авторством Вальтера Дорнбергера, организатора рабочей группы инженеров-ракетчиков, и непосредственного руководителя Вернера фон Брауна. В ней рассказывается о том, как долго создавалась первая в мире баллистическая ракета, и с какими трудностями приходилось сталкиваться её создателям.
Сразу замечу: любят у нас "опуполяризировать" документальную литературу путём броского именования. Сравните с оригинальным названием: "V-2. The Nazi Rocket Weapon.".
С технической стороны книга достаточно поверхностная. Причина, как мне кажется, банальна - Дорнбергер выполнял административные функции, о непосредственном его участии в инженерных работах практически не упоминается. Впрочем, могу ошибаться, но впечатление складывается именно такое. Изредка, конечно, рассказывается о каких-то возникших при работах проблемах или интересных решениях, но опять же - интересных с административной точки зрения (например, как было решено заменить молибденовые рули графитовыми, гораздо более дешёвыми).
Что касается организационной части - тут рассказ полный и подробный, всё описано поистине с немецкой дотошностью. Забавно, что автор практически открыто возмущается бардаком и бюрократией, мешавших работам; интересно, что сказал бы он, узнав в каких условиях работали советские ракетчики. Хотя, в принципе, его можно понять - как и любой другой увлечённый человек, он желал высшей приоритетности для своего детища, но, ведь если сравнить, и финансирование, и возможности, и потенциал у немцев и без того были огромны.
По ходу повествования возникает множество вопросов. Складывается впечатление (подтверждённое, кстати, сейчас уже известными фактами), что Дорнбергер многое недоговаривает. Нет, не врёт, но умалчивает - то ли по собственным убеждениям, то ли по подсказке новых хозяев (после войны Дорнбергер, как и большинство германских ракетчиков работали на американскую ракетную программу; в частности он был одним из разработчиков программы Space Shuttle). Например, в книге нет ни одного упоминания о рабском труде, использовавшемся на "Миттельверке", единственным намёком на это можно считать упоминание о погибших во время бомбардировки в августе 43 года "иностранных рабочих".
Интересно также и отношение Дорнбергера к тому, чем ему приходилось заниматься. Он прекрасно знал, что создаёт именно оружие, но во всю сторону клонит, что, мол, мы мечтали о полётах в космос и научных открытиях, а деньги же давали только на оружие. Если честно - язык не поворачивается обвинить его в беспринципности, особенно после того, что из "Фау-2" вышло (а вышли из неё все современные ракеты). Да и в, конце концов, наш Королёв тоже был вынужден создавать свои ракеты как оружие. В общем, неоднозначный вопрос.
Гораздо менее однозначные впечатления возникают, когда читаешь о том, как происходило взаимодействие с руководством Германии. По сути Дорнбергер перекладывает на фашистских министров и Гитлера лично всю ответственность за опоздание работ по программе. Мол, сначала Гитлер не увидел перспектив у оружия, а когда проекту дали зелёный свет - было слишком поздно. А потом перспективное производство начали тянуть к себе разные министры и генералы, что никак не шло работам на пользу. Также говорится о банальной недальновидности военных - мол, ракетчики уже к началу войны могли клепать реактивные самолёты и фаустпатроны, но они были никому не нужны.
Вот такая вот точка зрения.
Концовка у книги очень скомкана. Вот Германия в клещах, всё рушится, и никакое сверхоружие не способно спасти режим. Бац. Мы трудились во имя науки, надеемся на лучшее. Конец.
Если вынести за скобки суждения автора, то получится увидеть суть книги: рассказ о том, какой сложный, революционный и удивительный механизм удалось создать группе инженерных талантов, увлечённых общей идеей. В этом плане книга очень неплоха.